ФЭНДОМ

«Слэшер-фильмы» («slashers» или «body count movies» от англ. slash — удар с плеча, рубить) — популярный жанр эксплуатационного кино, поджанр фильмов ужасов, развившийся в рамках концепции «ужаса в обыденном», часто ориентированный исключительно на подростков.

В основе отличия слэшера от других поджанров хоррора лежат в первую очередь особенности содержания его нарратива.

Жанр прост и прямолинеен: мотивация антагониста – убивать, быстро и жестоко, мотивация героев – убежать и выжить любым способом.
Сюжет в таких фильмах зачастую служит лишь необходимым обрамлением для детального показа серии брутальных кровавых убийств, происходящих внутри одной обстановки и в короткий срок. Сюжет почти всегда сконцентрирован вокруг группы, как правило, тинейджеров, которых планомерно, один за одним, истребляет некий убийца. Убийца может быть тайным, неизвестным, а может быть известным. Иногда убийц несколько или группа.
Три основных иконографических элемента истории слэшера [1] – это место действия (лагерь, поместье, больница и т.п.), таинственный убийца и группа молодежи (обычно фотогеничные тинейджеры).

Иногда критики называют этот жанр "североамериканским джалло", а картины этого жанра фильмами отсчёта тел или фильмами мёртвых подростков.

Таким образом, фильмы этого жанра пугают своего зрителя через демонстрации многочисленных кровавых и изощренных убийств. Чем больше таких убийств — тем лучше фильм, а чем они жестче — тем он качественней. Однако, в тоже время, для этого жанра не характерно изобилие крови и смакования садизма.

Возникновение термина Править

Жанр получил свое название от английского глагола «slash» – резать, рубить, полосовать. Это название обусловлено тем, что один из основных его элементов – это стремление использовать для жестоких убийств исключительно острые предметы.
Момент возникновения слова «слэшер» как определения нового поджанра точно неизвестен.

Во времена появления первых фильмов жанра, а именно в первой половине 1970-х годов, но до успеха фильмов «Хэллоуина» и «Пятницы, 13» термин «слэшер» считался синонимом слова «снафф» (кино или видеозапись настоящего убийства человека, сделанное с целью последующего распространения для развлекательных целей). В первый пик развития поджанра, в 1980 - 1981 годах, для слэшеров не существовало единого устоявшегося имени. Однако, это не значит что киносообщество зрители не осознавали появление нового типа фильмов.

В начале 1980-х годов слэшер называли по разному например,

  • «slashyour-local-teenager features» – «фильмы зарежь-соседского-тинейджера»

определение журналиста «Pittsburg Press» Э. Бланка, 1981

  • «young-folk-gettingkilled-genre» – «жанр подростка-убивают» (определение журналиста «Los Angeles Times» Л. Гросс, 1981),
  • «homicidal-maniac-pursues-attractive-teen-agers» – «одержимый-маньяк-преследует-привлекательных-подростков» (определение журналиста «New York Times» А. Харметца, 1980)
  • «endangered teen-ager movie» –т«подросток в опасности» (определение журналиста «Washington Post» Т. Шейлс, 1981)
  • «knife movie» – «фильм ножа» (определение эксперта по жанру хоррор киностудии «Avco Embassy» Д. Борчера, 1980)

Позже появились

  • «teenie kill-pics», в переводе «фильмы с убийством подростков»,
  • «сталкер»

Термин «слэшер» стал повсеместно употребляться после выхода в 1987 г. широкоцитируемой статьи К.Дж. Кловер «Her Body, Himself» («Женское тело, мужская сущность») и постепенно распространился по всему миру в том значении, в котором она его использовала. Именно этим термином с конца 1980-х – начала 1990-х годов оперируют авторы научных и публицистических трудов, режиссеры, в том числе при описании собственных фильмов 1970–1980-х годов.

История жанраПравить

Истоки Править

  • К истоками жанра относят звуковой фильм The Terror 1928 года,

который частично строится на схожей со слэшером схеме, отчёте жертв.

  • Первооткрывателем жанра принято считать Марио Бава,

который в 1962 году снял фильм «Девушка, которая слишком много знала». В этой чёрно-белой ленте, которая образовала такой поджанр фильмов ужасов как джалло, были утверждены характерные для слэшера элементы.

  • Однако, подлинным образцом для американского слэшера (а слэшер это в первую очередь сугубо американский жанр) и первым слэшер-фильмом (с некоторыми оговорками) в истории мирового кинематографа стала его картина «Кровавый залив» 1971-го года.

В этом фильме есть всё от жанра слэшер и даже намного больше, единственно чего там нет, так это запоминающегося убийцы. Изобретательные убийства из этого фильма позднее нередко повторялись в других слэшерах (например, двойное убийство копьем парочки подростков, занимающейся сексом, было дословно воспроизведено в «Пятница, 13-е – Часть 2» (1981)).

  • В самой американской культуре предтечей и истоком жанра стала картина Альфреда Хичкока 1960-го года — «Психо».

Она оказала заметное влияние на жанр слэшера после возникновения такового и с годами это влияние только усиливалась. В частности классическая для кинематографии сцена убийства в душе из этого фильма послужила прототипом многих сцен фильмов этого жанра и в последствии утверждение "душевой сцены" как обязательной, правда не долгое.

  • а также британский «Подглядывающий» 1960-го года, который важен для истории жанра потому, что уделяет много внимания самой психологии убийцы.

Главный антагонист в этих фильмах («Психо», «Подглядывающий») – человек, убийца, который является психопатом, чье безумие – продукт нездоровой семьи. Его жертвы – это в основном красивые сексуально активные женщины, а орудие убийства не пистолет. Также присутствуют кадры снятые от лица убийцы (особенно в «Подглядывающий»), которые были неотъемлемой частью первых слэшеров.

ПредтечиПравить

Главных героев в этом фильме преследовали людоеды-маньяки. Монструозные антагонисты оказали прямое влияние на типичный образ будущего героя слэшеров (или вернее сказать анти-героя).

  • Первым фильмом американского слэшера считается канадский фильм «Чёрное Рождество»

Который в Америке знали как «Тихая ночь, Злая ночь». Этот фильм заложил сюжетную структуру, по которой в будущем будет строиться поджанр: он полностью строился на отчёте мёртвых тел, то есть сшит по будущим канонам жанра. Фильм также повлиял на единство места действия и на время действия, перед какой-нибудь знаменательной датой.

Основы Править

  • Заложившим же сами основы и каноны жанра стал фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера.

Этот кассовый хит просто открыл жанр для широкого зрителя. Его успех стал вдохновением для всех последующих фильмов этого жанра, зачастую откровенно уму подражавших. Исследователи жанра сходятся во мнении, что это был первый фильм, который содержал абсолютно все составляющие классической формы слэшера. Именно с него начинается «золотой век слэшера», а сама кинокартина становится жанроопределяющей.

  • Образцово-показательным слэшерем, а также самым узнаваемым, стал киносериал «Пятница, 13-е»,

который адаптировал для американских тинейджеров версию слэшера Марио Бавы, собрал все штампы какие возможно и сделал с главным героем всё что только смог.

Последующие Править

  • Расцвет жанра приходится на 1980-е,

но уже к концу десятилетия интерес публики к слэшеру был потерян.

  • Недолгая реанимация жанра произошла в конце 1990-х, когда вышел фильм «Крик» Уэса Крэйвена.

Каноны жанраПравить

У слэшера есть целый ряд особенностей, которые сформировали жанр и благодаря которым можно практически безошибочно определить принадлежность картины к "фильмам отсчёта тел".

Место действияПравить

Фильмы жанра слэшер обычно стремятся изолировать своих героев. Идеальное место их действия за городом: деревни, летние лагеря, больницы...
Некоторые фильмы полностью ограничивают убийства стенами школы или стенами движущегося поезда, но обычно слэшеры заключают в изолированную локацию только финал картины.

УбийстваПравить

Сценам Убийства в слэшерах уделяется особое внимание. Они показываются натуралистично и порой детально, но при том брутально и кроваво, совершаются они обычно холодным оружием. Также в плане разнообразия в ход могут идти необычные и нестандартные вещи, но зачастую это ножи, топоры и веревки.

Образ убийцыПравить

Убийца нередко облачен в маску, использует один вид оружия. И обычно представляет собой "чистое зло", бесчеловечного монстра.

Сюжет слэшераПравить

ОсновнойПравить

Типичный для слешера сюжет когда группа тинейджеров отправляется на выходные за город, чтобы вкусить там все прелести взрослой жизни. Но оказываются там не одни. В глуши их поджидает какой-нибудь маньяк, который начинает постепенно убирать ребят по одному.
Когда обнаруживается пропажа первого из подростков остальные отправляются на его поиски, зачастую парами или по одиночке. И конечно лишь наталкиваются на жестокого убийцу. К середине фильма выжившие обычно понимают, что происходит и пытаются выжить, но это удаётся только одной девушке (см. Последняя девушка),  — иногда и влюблённой паре — которая обязательно сталкивается с шоковой ситуацией, например с горой изрубленных трупов своих товарищей, но всё-таки даёт отпор маньяку.

РеакционныйПравить

или продолжающий сюжет. Кончаются фильмы обычно намёком на то, что маньяк не совсем побеждён. И в продолжении, которое тоже традиционно для этого жанра, убийца оказывается жив. В продолжениях сюжет развивается по точно такому же сценарию. Иногда маньяк в первую очередь убивает сначала выжившего из предыдущей серии.

Детективная интригаПравить

Иногда фильмы этого жанра могут содержать историю типа «Кто это сделал?» — Худанит (Whodunit) — сюжет в которой основной упор делает на вопрос кто совершает убийства, таким образом личность антагониста не известна до самого финала, который обычно содержит шокирующий твист. В отличие от классического детектива расследовать предлагается самому зрителю: создатели подкидывают ему регулярные косвенные намёки, которые указывают на вину конкретных персонажей, а в конце обыгрывают зрителя, шокируя его тем, что убийцей оказывается тот от кого он меньше всего этого ожидал.
Качество детективной линии на прямую зависит от качества самого слэшера и иногда интрига детективной линии напрочь отсутствует. Порой создатели, вместо финальных детективных церемоний, намеренно шокируют зрителя разгадкой, которую просто невозможно предположить. Часто в фильмах про городских маньяков убийцей оказывается какой-нибудь общественный человек, такой как доктор или начальник полиции.

Персонажи и типажи слэшераПравить

В большинстве слэшеров, действие разворачивается вокруг группы "обычных американских подростков". Но это не простое сборище приятелей — все персонажи группы тщательно подобраны, их роли заранее распределены, и каждый из них отвечает за освещение какого-нибудь общественного стереотипа или явления молодежной среды. Так в составе любого слэшера зачастую можно найти^

  • 1. "Чёрного пареня" - пушечное мясо, традиционная "сакральная жертва", с которой и начинается охота на подростков.

Обычно, он погибает в первые тридцать минут фильма, причём нередко, гибнет на глазах у всех остальных. Этот персонаж, зачастую наделяется весёлым нравом и раздолбайством, и это в лучшем случае. В худшем, это будет просто ходячий манекен без личности. В некоторых случаях - ярко выраженный рэпер. Если переживет первые 30 минут, то имеет шансы дожить до последних 30 минут (вряд ли ему дадут стать "последним выжившим").

  • 2. "Тупая блондинка" - один из самых раздражающих стереотипов. Типичное "гламурная киса", в одеянии или аксессуарах которой обязательно присутствует розовый цвет. Отличается крайней истеричностью, склонна к паникёрству и в целом ненадёжна.

Моделей поведения, у неё немного - 1) Будет паниковать и истерить, в критический момент оторвётся от группы, и попробует спрятаться, но всё равно столкнётся с маньяком и будет порезана на британский флаг; 2) Будет паниковать и истерить, но любой ценой будет держаться за группу, что в прочем, не спасёт её от лап маньяка. Обычно, жертва №2 после негра. В некоторых случаях, правда, доживает до последних 30 минут, что однако, редкость, так-как персонаж крайне бесящий.

  • 3. "Псевдолидер" или "блондинчик". Пытается претендовать на роль лидера в первый час фильма, и как может показаться зрителю, он таки обладает этим качеством. Именно он предложит разделиться выжившим для поиска: пропавшего негра/пропавшей блондинки/телефона или радио/транспорта/ людей (нужное подчеркнуть).

В конечном счёте, выставит себя мудаком, поссорится со своими товарищами, и в порыве гнева уйдёт куда глаза глядят, попутно рассуждая "как они попляшут без него". Случайно наткнётся на маньяка, или будет подан намёк на подобное. В большинстве случаев, просто исчезает. В заключительной части фильма, его голова или изуродованное тело случайно выпадет на главного героя или героиню.

  • 4. "Тревожный ботан" - не смотря на название, он не обязательно должен носить очки, брекеты и клетчатый пиджак. "Тревожный ботан", просто самый разумный, и трезво мыслящий персонаж в этой компании. Он предлагает всем держаться вместе, но его толком никто не слушает, и его друзья разделяются, на радость маньяку.

Порой, доживает до последнего получаса, но в большинстве случаев - гибнет ровно по середине фильма, так и оставшись эдакой "кассандрой". Кстати, его могут помянуть, в контексте " а Х был прав! Нам надо было держаться вместе!".

  • 5. "Качок" - тупой, но физически развитый персонаж, единственный, кто гипотетически может противостоять маньяку. Слабо понимает, что происходит кругом, но таки старается не отрываться от своих. В некоторых случаях, далеко не дурак, и даже претендует на роль лидера.

Может быть убит одним из первых, дабы шокировать зрителя смертью потенциального ГГ (Главного Героя; кстати, такой же фокус можно прокрутить и с "Тревожным ботаном", дабы лишить команду "мозга").

  • 6. "Последняя девушка" Главный Героиня или Герой. Собственно, тот или та, кто переживёт этот кошмар. Отличается относительной вменяемостью и рассудительностью, и возможно, единственный (-ая), кто воспринимает предупреждения "Тревожного ботана" всерьёз. В некоторых случаях, персонаж довольно картонен, и не эмоционален, в некоторых - излишне эмоционален, но не дотягивает до "Тупой блондинки".

Физический уровень - средний или ниже среднего, что правда, особой роли не играет - в большинстве случаев, герой побеждает маньяка хитростью, заманивая его в ловушку и уничтожая огнём/кислотой/взрывчаткой и т.п.

  • 7. "Манекены" - один-два персонажа, у которых напрочь отсутствует личность, и харизма стоптанных дедушкиных тапочек.

У них немного реплик, простенькое имя и они погибают в течении первого часа. Их гибель слабо воспринимается командой, и вскоре, о них забывают.

Образцы молодёжного слэшера:Править

СсылкиПравить

СноскиПравить

    1. по Р. Ноувеллу, исследователю слэшера